Освещение в ритейл считается одним из самых разнообразных, поэтому советы в освещении могут быть только в общих чертах. Но все же есть то, что необходимо учесть: во-первых: необходимо продумать освещение для безопасности людей. Проходы, ступени или изменение уровня пола должны быть достаточно подсвечены. Во-вторых: это подсветка самих товаров. Можно сказать, что это один из самых важных аспектов в освещении магазина, поскольку если товар не выделен светом - скорее всего он и не будет продаваться. Также необходимо подсветить зону касс, примерочные и другие функциональные объекты.
Существуют несколько подходов в подсветке магазинов:
1. Высококонтрастное освещение с ярко подсвеченной экспозицией и товарами. При этом общий уровень освещения остается низким.
2. High-end ambient - высокий уровень равномерного общего освещения с минимальным количеством теней и всего несколько выделенных светом элементов.
3. Комбинированный. Этот вариант подразумевает некий симбиоз первых двух. То есть магазин имеет общее освещение и при этом экспозиция тоже выделена светом. Какого освещения больше или меньше зависит от проекта и дизайна магазина.
В этом варианте использованы линейные светильники с узким лучом. Это позволяет ярко выделить экспозицию размещенную в центре магазина, задать ритм и движение в магазине. Если использовать линейные светильники с широким углом, то получим эффект high-end ambient - равномерное освещение без теней.
Существуют линейные светильники, как встроенные, так и подвесные. Корпус светильников обычно тоже открашивается производителями в основные популярные цвета. В нашем варианте мы использовали встроенные светильники шириной 60 мм. и секциями по 1500 мм.
Для выделения полок и вешалок в магазине использовано местное освещение. Так как мы использовали узконаправленные линейные светильники, то для выделения экспозиции не требуется больших мощностей, чтобы "перебить" общий свет.
Это пример равномерного освещения с помощью группы накладных светильников с широким углом. В нашем варианте мы использовали светильники диаметром 350 мм с высоким световым потоком и мощностью 33 Вт.
Равномерность освещения гораздо выше, а теней на полу и витринах намного меньше. Также увеличилась и вертикальная освещенность. Такой вариант освещения задает атмосферу спокойствия и расслабления.
Как и в первом варианте полки и вешалки выделены местным освещением, которое придает небольшой контраст в равномерном освещении магазина.
Один из самых распространенных вариантов в освещении магазинов -подсветка с помощью трековых светильников. Мы использовали шинопровод по периметру стен магазина, а также светодиодные трековые светильники мощностью 30 Вт.
Так как трековая система и трековые светильники довольно гибкое решение для магазина - это позволяет направить свет именно на экспозицию. В итоге мы получаем ярко выделенные стены, зону касс, баннер, а также выкладку по центру магазина.
Местное освещение витрин в этом случае является больше дизайнерским элементом. Большим плюсом этого варианта является то, что освещение может меняться в зависимости от расстановки торгового оборудования без каких либо затрат.